Важной областью в семейных отношений выступают «горизонтальные» взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и ее близлежащего семейного окружения –взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.
В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие:
Сотрудничество–идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимоотношения и взаимоподдержку.
Паритет–равные, союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов.
Соревнования–желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.
Конкуренция
–стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.
И наконец, синтагонизм
–резкие противоречия между членами групп, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.
К сожалению, возможность сохранение подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, то есть, равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких либо конфликтов. Что ж, это тоже не плохо, хотя момент необходимый для приоритета взаимовыгодны может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого, да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной –слишком важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций –то здесь как раз и не достает. Однако, еще раз подчеркнем, что паритет –это все-таки не плохо.
И конкурентные, и антогонистические отношения пагубны для семьи в целом, но еще страшнее они сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. По мнению специалистов, отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной семейной жизни детей может быть сведен к следующему:
1. Ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений.
2. Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей.
3. Резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей.
4. Растет безнадзорность и бесконтрольность поведения.
5. Снижается способность ребенка к адоптации.
6. Ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм.
7. У него очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.
Остановимся на одном важном моменте педагогике семейных отношений –на роли отца в семье. Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребенка увеличивается. В частности в школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребенка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах.
Больше по теме: