Раньше мужчины и женщины расходились из-за измены, из-за пьянства одного из супругов, иногда из-за материальных трудностей. А сейчас? Сейчас чаще всего и привычек-то объяснить не могут. И не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастают дети и помня, как вели себя родители продолжают их путь. Или станут циниками или одинокими, или еще какими ни будь, но в любом случае – несчастливыми.
Неужто для того развивалась цивилизация чтобы узаконить невозможность детского счастья? Счастья, немыслимого без полноценной семьи?
Дефекты воспитания –это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи.
Атмосферу проблемной семьи чувствуешь очень быстро.
В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованны и напряжены или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать словно маска. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не слышат. Голоса их звучат резко и скрипуче, или почти не слышны.
Трудно заметить хоть какие то проявления дружеского расположения между членами этих семей, где никто никогда не улыбается. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семья чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. Не редко члены проблемной семьи искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга. Не материальные, ни бытовые, не престижные показатели не охарактеризует степень благополучия или неблагополучия семьи, -только отношение к ребенку. Поэтому, когда рассказываем о тех психических расстройствах, в основе которых лежит неблагополучие семьи или которые усиливаются и уж во всяком случае не прекращаются опять не из- за неблагополучия в семье, во всех этих случаях рассказываем о неправильном воспитании подрастающего поколения.
Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в неблагополучной семье;
А что такое неблагополучная семья?
Социологи выделяют разные типы семьи.
Вот некоторые из них:
1. Гармоничная
2. Распадающаяся
3. Распавшаяся
4. Неполная
Встречаются семьи полные, деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и увидишь, что ее сплоченность лишь видимость. По существу она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уже недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая эта семья благополучная, а какая нет?
Психологи и психиатры по разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья –это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.
Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?
Воспитание по «типу Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение
. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок тоже реагирует на эту горькую истину по разному: замыкается, входит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством) , ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Есть и другие способы реагирования – все не перечислишь. Педагоги это замечают, видят, что ребенок озлобился, что с ним что-то происходит. А как помочь школьнику? Поговорить с родителями, объяснить им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери? Кто же скажет это родителям? Ведь когда ребенок заболеет и попадет к детскому психиатру (на почве дурного к нему отношению), может быть уже поздно. А с помощью педагога можно исправить положение значительно раньше.
Еще один вид дурного воспитания – гиперопека
, или как ее ныне многие называют, гиперпротекция
. Она бывает скрытая и явная. При гиперопеке очень часто с ребенка “сдувают пылинки”, содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по 2-3 матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от прозы жизни.
Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильныемужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными.
Больше по теме: