Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим, много не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье -–именно в ней истоки этого социально-психологического уродства. Сейчас пора перейти от констатации явления к решительной борьбе с ним. А без педагогов тут не обойтись – на них вся надежда.
Гипоопека (гиперпротекция)
в наши дни видимо встречается, реже, чем прежде.
Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека и иные виды дурного воспитания, - тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гипоопека, после-завтра еще что-то.
В некоторых семьях дети детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью).
Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома). Например, мать несколько раз выходила замуж. Каждый отчим воспитывал сына по-своему. Нет каждый воспитывал правильно, ничего в этом воспитании плохого не было, никаких крайностей. Важно тут другое: всякий раз воспитание было разным. А это уже плохо. Такая смена воспитательных приемов в зависимости от психологии, темперамента и образования воспитателя весьма распространена в конце XX столетия. А всякая крайность может не пройти бесследно для хрупкой психики ребенка.
Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно – и благополучие, и не благополучие. Мы имеем лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим все трын-трава, ничем их не проймешь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье – значит говорить о том:
1. Какие бывают неблагополучные семьи;
2. Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;
3. Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;
4. Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость их. Т.е. превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;
5. Что должны – хотя бы в общих чертах – предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку – ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.
1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом;
2. Если не удастся образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: посоветовать передать на время ребенка другим родственникам;
3. Если у школьника уже появились психологические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров.
Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, мужество и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.
И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если им очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника.
Неблагополучная для ребенка семья – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но тем не менее для данного конкретного ребенка – эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагополучной, однако в большинстве случаев, понятие неблагополучной семьи может возникнуть лишь в отношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Больше по теме: