Очевидно, что такое понимание профессионализма и профессионального мастерства отражает главным образом то, что связано с деятельностным аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на втором плане.
Более перспективным направлением изучения профессионализма является его рассмотрение в неразрывной связи с развитием (в том числе личностно-профессиональным) субъекта труда. Б.Г. Ананьев указывал на необходимость проведения фундаментальных исследований зрелости, отмечая, что это наиболее важные периоды развития личности, для которых характерна высокая и творческая и социальная активность. Под его руководством в 1965 году в Ленинграде была создана школа экспериментального исследования личности, а проведённые исследования сломали существовавшие представления о зрелости как о периоде «окаменения». Именно данный аспект проблемы - высокая продуктивность деятельности и достижений - стал решающей предпосылкой для формирования акмеологии как науки.
В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающих закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Столь широкое понимание сущности акмеологического создало предпосылки для формирования и развития различных направлений в акмеологии. В силу общественной потребности наибольшее развитие получило направление, связанное с достижениями акме в профессиональной деятельности, то есть профессионализм. Поэтому объектом данного направления акмеологии стал именно профессионализм деятельности, а предметом - объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма. При этом в контексте достижения профессионализма рассматривались вопросы, связанные с достижением высокой эффективности или продуктивности деятельности, личностно-профессиональным развитием, оптимизацией деятельности, разработкой новых способов и алгоритмов решения профессиональных задач и многое другое.
Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.
Личностно-Профессиональное развитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий (4).
Обобщение проведенных исследований (1, 5, 7, 9) позволяет утверждать, что в процессе
личностно-профессионального развития происходят следующие структурные изменения личности:
1. Изменение направленности личности:
• расширение круга интересов и изменение системы потребностей;
• актуализация мотивов достижения;
• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии;
Больше по теме: