Исследования показывают, что в целом выводы теории подтверждаются, а именно, что люди действительно предпочитают ситуации первых четырех видов остальным ситуациям. Основная трудность состоит в том, чтобы предсказать, какой конкретно стратегией восстановления баланса (первой, второй или третьей) будет пользоваться данный человек в конкретной ситуации. И эта проблема далека от своего окончательного решения, так же, впрочем, как и проблема предсказания способа снятия когнитивного диссонанса.
Тем не менее эффект баланса широко используется в практической социальной психологии, и наверное, наиболее характерным примером его применения является реклама, в которой различные известные личности (предположительно, любимые народом) демонстрируют свою любовь и приверженность определенным напиткам, продуктам питания, предметам одежды и т. п. Авторы рекламы ожидают, и как правило не без оснований, что наше (потребителей) нейтральное или даже негативное отношение к тем или иным товарам под влиянием такой рекламы преобразуется в позитивное (переход от сочетания семь к сочетанию один): мы избавимся, таким образом, от дисбаланса, а производитель – от товара.
Четыре категории диссонанса
Диссонанс в результате принятия решения
Возьмем хрестоматийную ситуацию: девушка купила билеты в театр, но в тот же вечер друзья ждут тебя смотреть футбол. Вне зависимости от выбора, после принятия решения тебя ожидают угрызения совести и сожаления. Отвергнутая альтернатива будет с одинаковым успехом отравлять тебе жизнь и в ложе второго яруса, и в кресле перед телевизором. Посвятив вечер театру, ты придешь к выводу, что все спектакли дрянь, а девушка становится навязчивой. Отдавшись же спортивным страстям, ты решишь, что игра вышла скучной, а твои друзья ограниченные люди. Это и есть когнитивный диссонанс: вначале мы делаем выбор, после чего положительные стороны отвергнутого вступают в конфликт с отрицательными сторонами выбранного, приводя к психологическому дискомфорту. Подобный эффект возникает почти при любом выборе из равнозначных вариантов. Сам того не замечая, ты можешь испытывать легкое недовольство, и выбрав утром галстук, и совершив покупку. Самая наглядная иллюстрация такой борьбы – известный монолог про «большие по пять» и «маленькие по три».
Диссонанс в результате вынужденного совершения поступков
Поучаствовать в ритуальной прополке картошки, воспользоваться надежным контрацептивом, заплатить налоги – нам все время приходится делать то, что не хочется. Если разобраться, то насиловать себя человеку приходится не то что каждый день – по несколько раз в час. Начиная с самого утра: подъем, зарядка, бритье, завтрак . «Столкновение двух противоположных знаний об одном и том же объекте» начинается с самого момента пробуждения. Объект, то есть ты, это, с одной стороны, физический организм. И ему, этому организму, требуется утром еще 2-3 часа сна. С другой стороны, ты организм социальный, которому нужно топать на работу. Типичный когнитивный диссонанс. Неприятные моменты рабочего процесса мы опустим, достаточно того, что на работе нам не дают спать. Ближе к ночи, когда тело, наконец, проснувшись, начинает требовать приключений, разум напоминает, что пора баиньки. Мы снова недовольны и не знаем, на кого обижаться – то ли на свое физическое «я», то ли на социальное. В такие моменты в нашем сознании происходит столкновение положительных сторон желаемого с отрицательными сторонами вынужденного действия. Мы проклинаем страну, в которой родились, огрызаемся на близких, бьем посуду, короче говоря, испытываем дисгармонию внутреннего мира.
Социальных групп у каждого из нас немало. К ним относятся и семья, и друзья, и рабочий коллектив. И в каждой группе существуют определенные правила, убеждения, нормы поведения. Несогласие с убеждениями своей социальной группы – это еще один источник когнитивного диссонанса. К примеру, все твои друзья давно обзавелись машинами. Машины стали основной темой их бесед, машины вошли в их жизнь на правах, которые имела в твоей жизни не каждая девушка. И, конечно, им, твоим друзьям, обидно, что ты не разделяешь их помешательства. Возможно, ты не являешься обладателем фыркающей железяки просто потому, что она тебе не нужна. Поездка на машине до работы занимает 45 минут, а на метро 20. Ты не знаешь, что такое техосмотр, не стоишь перед субботней дилеммой «пить или не пить», тебя не преследуют кошмары о переборке двигателя. Но с другой стороны, тебе также неведома особая радость пройденного техосмотра. Ты не участвуешь в дискуссиях о преимуществах «Таврии» над «Окой», поездки за город и перевозка вещей – для тебя проблема. И нет-нет, да и придет мысль: «а может быть, они правы?» В таких ситуациях индивид, даже если он абсолютно уверен в своей правоте, неизбежно переживает по поводу несоответствия мнения собственного и мнения окружающих. Причем противостоять большинству бывает намного труднее, чем изменить собственную позицию.
Больше по теме: