6.Основная проблема теории темперамента - взаимная связь свойств темперамента и отношений личности. Для того чтобы разрешить этот вопрос, свойства темперамента и общий тип высшей нервной деятельности необходимо систематически сопоставлять с отношениями личности. Какими методическими принципами при этом нужно руководствоваться? Отношение личности представляет собой целостную, характерную для данного человека систему мотивов, устойчиво и постоянным образом проявляемых в определенной и типичной ситуации деятельности. Так, например, отношение к труду характеризуется совокупностью тех мотивов, которые человек обычно проявляет в ситуации произвольного труда, - любовь к своей профессии, потребность в активной творческой деятельности, стремление служить своим трудом коллективу, обществу и т.д. В эксперименте мы не в состоянии строго контролировать все те мотивы, которые в совокупности характеризуют данное отношение личности, так как каждый из этих мотивов проявляется при специфических изменениях условий деятельности. Поэтому в эксперименте мы изменяем отношение личности, воздействуя преимущественно на какой-либо один мотив, но при том такой именно, в котором наиболее полно отражается отношение личности. Так, например, вызывая интерес к заданию, мы тем самым в наибольшей степени изменяем и отношение испытуемого к заданию.
В каком направлении следует изменять мотивы деятельности при исследовании темперамента? Существуют мнение, что свойства темперамента проявляются лишь при наличии активного отношения личности (В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Согласно этой концепции чем активнее отношение личности к деятельности, тем отчетливее в ней проявляются свойства темперамента. Наоборот, при отсутствии активного отношения личности свойства темперамента вообще не проявляются. Если стоять на этой точке зрения, то необходимое условие исследования темперамента - создание в эксперименте наиболее активных мотивов деятельности. Для этого необходимо, чтобы ситуация деятельности была как можно более содержательна и жизненно значима. При таком понимании в очень элементарных по содержанию лабораторных заданиях, исключающих всякое участие осмысливания и жизненного опыта, свойства темперамента не могут проявиться с достаточной точностью и надежностью. С этой точки зрения многие, если не все, методические требования, которые были выше изложены, совершенно нецелесообразны. “Они характеризуют лишь историческое прошлое психологических исследований, а не его будущее” (С.Л. Рубинштейн).
Совершенно иначе решается этот методический вопрос, если мы полагаем, что характер связи темперамента и отношений личности представляет собой не нечто нам вполне известное, а проблему, подлежащую разрешению. Для того, чтобы разрешить эту проблему, необходимо изучать проявления темперамента при различной степени активности отношений личности: в элементарных и в очень сложных заданиях, в ситуации, требующей осмысливания и не требующей его, в жизненно значимой, интересной и жизненно незначимой, неинтересной ситуации и т.п. При такой постановке задач исследования один из наиболее важных методических вопросов - вопрос об экспериментальных критериях степени активности мотивов деятельности. По каким объективным признакам мы в состоянии надежно судить о том, в какой степени активны затронутые экспериментом мотивы испытуемого?
Больше по теме: