Понятие психологической защиты в концепции К.Роджерса.

Материалы » Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса » Понятие психологической защиты в концепции К.Роджерса.

Страница 2

Для анализа понятия защиты в модели личности К.Роджерса используется упрощённый её вариант, фиксирующий соотношения Самости и Опыта.

Неконгруэнтность Самости и Опыта приводит к тому, что «опыт, не совместимый с представлением индивида о себе, имеет тенденцию не допускаться к осознанию, каков бы ни был его социальный статус». В ситуации, «когда существует несогласованность, но индивид не осознаёт этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если значимый новый опыт демонстрирует противоречие столь ясно, что оно должно быть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самость дезорганизуется этим противоречием и неассимилируемым опытом». В этом случае с целью сохранения структуры Самости выступает в действие защита: «Защита есть поведенческий ответ организма на угрозу цель которого поддержать нынешнюю структуру Самости».

Как было показано выше, психотерапевтическая практика К.Роджерса ориентируется не на выявление и анализ конфликта личности, а на создание условий для принятия себя и самоактуализации личности клиента. В теоретическую конструкцию К.Роджерс не вводит понятие конфликта, а эмпирический факт существования конфликтов и тревожности интерпретирует иначе: как неконгруэнтность Самости и опыта. Психологическая защита выполняет функцию поддержания целостности Самости и является источником неконгруэнтности. Понятие Опыта превращает конфликтную позицию в материал для работы человека с самим собой. Встав на точку зрения человека, К.Роджерс помогает ему справиться с угрозой, переосмыслить ситуацию, уйдя от конфликта и связанных с ним проблем.

И так, теоретическая объяснительная конструкция К.Роджерса акцентирует не конфликт, а работу клиента над ситуацией или самим собой. В недирективной психотерапии психотерапевт создаёт ситуацию полной безопасности, безусловного принятия личности клиента, что приводит к снятию защиты и ассимиляции опыта в структуре Самости. «При некоторых условиях, включающих главным образом полное отсутствие всякой опасности для структуры Самости, Опыты, с ней не согласующиеся, могут восприниматься и проверяться, а структура Самости изменяться, чтобы усвоить и включить подобные опыты».

Необходимо признать, что реальный конфликт в сознании человека в этой теории объясняется достаточно формально. По сути, в теоретической конструкции К.Роджерса, и это естественно, нет средств для анализа конфликтов и связанных с ними различных форм защитного поведения. Напротив, у З.Фрейда объяснительная конструкция представляет широкие возможности для описания конфликтов, так как она проецирует внешний конфликт на внутреннее строение психики. Различие в этих теоретических конструкциях сказывается на психотерапевтических стратегиях З.Фрейда и К.Роджерса. З.Фрейд предлагает человеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К.Роджерс - в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое понимание ситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другой человек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, а во втором - как друг и союзник.

Страницы: 1 2 

Больше по теме: