Третья стадия.Период от 3 лет до 6 лет. Инициатива – вина. Этот период для ребенка наполнен жадным освоением окружающего его мира. Малыш быстро учится и легко устанавливает контакты, проявляя при этом необходимую инициативу и настойчивость. У Фрейда – эта стадия развития получила название фаллической. Ребенок бессознательно стремится занять место рядом с родителем противоположного пола. Эти глубокие переживания составляют эмоциональное содержание его так называемого Эдипова комплекса. Они же пробуждают у ребенка желание скорее стать взрослым. На этом этапе встает вопрос “построения карьеры”. При этом мальчики делают акцент на развитии своих физических и умственных способностей, а девочки – напревращении себя в обольстительных особ. Если в это время родители подавляют инициативу и активность ребенка, то у него развивается комплекс вины и тревожность. Неадекватное разрешение кризиса на этой стадии ведет к формированию чувства вины и социальной пассивности в последующей жизни. Для будущей карьеры это, разумеется, не очень хорошо. Положительный вклад этой стадии – в развитии чувства идентичности: высвобождается детская творческая инициатива, растет убеждение в том, что “я есть то, чем я могу себя вообразить, чем я стану”.
Четвертая стадия.Период от 6 до 11 лет. Трудолюбие – комплекс неполноценности. На этой стадии у ребенка развивается чувство созидания. Он испытывает сильнейшую потребность в творчестве, любит помечтать и поиграть в одиночестве. Он учится, как говорил Э.Эриксон, завоевывать признание посредством производства разных вещей и предметов. Если процесс творчества протекает успешно, у ребенка стремительно развивается чувство собственной значимости. Но нередко осознание своей неумелости и некомпетентности в этом возрасте порождают чувство неполноценности. Сравнивая себя с могущественными взрослыми, и в первую очередь с отцом, усиливает такого рода переживания и вызывает чувство вины. Грамотный и тактичный наставник может помочь ребенку преодолеть эти затруднения и раскрыть его положительные способности. При неразрешенном кризисе у ребенка появляется ощущение безнадежности и собственной неумелости. В результате в будущем он будет избегать сложных ситуаций и ситуаций соревнования, не сумеет постоять за себя. Отсутствие смелости и умения рисковать, без чего невозможна успешная карьера, - вот те негативные черты характера, которые родители могут привить своему ребенку в этот период. Положительный вклад этой стадии развития человека – в становлении чувства идентичности, в появлении ощущения “Я есть то, что я могу научиться делать”.
Пятая стадия.Период от 11 до 20 лет. Личностное самоопределение – конформизм. Эту стадию Э.Эриксон называет “особым видом существования между детством и взрослостью’. В эти годы подростки сильно озабочены тем, что их мнение о себе не совпадает с мнением о них других людей. Бурный физический рост и половое созревание, необходимость найти свое призвание в жизни вызывают в психике подростка сильное психоэмоцианальное напряжение. Подростка очень беспокоит невозможность сразу установить свою профессиональную и личностную идентичность. Поэтому он так легко сравнивает себя, те есть идентифицирует, с героями своих групп, клеек и толпы. Если кризис не преодолевать должным образом, то это ведет к патологии идентичности: молодой человек стремится отсрочить наступление взрослости, он испытывает смутную тревогу, чувство изоляции и опустошенности, неспособности к общению и контактам с лицами противоположного пола. На этой же стадии молодые люди активно ищут точку приложения своих сил. Поэтому их интересы разнообразны и очень часто непоследовательны. Сегодня рок-музыка и филателия, завтра – драмкружок и секция каратэ, послезавтра – химические опыты и философские диспуты. Но эти метания необходимы для поиска того вида деятельности, в котором сможет осуществиться будущая профессиональная деятельность.
Больше по теме: