Шестая стадия.Период от 20 до 40 лет. Интимность и общительность – психологическая изоляция. На этой стадии человек активно ищет себе друзей и будущего партнера по браку. В этом периоде человек начинает “делать карьеру”, набирается сил для последующего взлета. В отношениях с противоположным полом сексуальность доминирует, и в начале этого этапа перекрывает способность к глубокой психологической привязанности и интимности. Если на предыдущих этапах своего развития человек не научиться устанавливать с другими людьми прочные дружеские отношения, он уже не научиться этому никогда. На данном этапе межличностные отношения становятся стереотипными , а сам он по словам Э. Эриксона, “приходит к глубокому чувству изоляции”. На этом начальном этапе строительства карьеры самым главным для человека оказывается подготовка своих будущих тылов, в первую очередь – обретение семьи и надежных друзей, без которых карьера часто не имеет смысла. К концу этого периода, где-то на границе между 35-40 годами, почти каждого поджидает так называемый кризис середины жизни. Это время подведения первых жизненных итогов, время когда нужно в чем-то отчитываться перед родителями, учителями, друзьями и в первую очередь перед самим собой. Самые невеселые переживания посещают человека, если он вдруг осознает, что он такой же как и все, что он не дошел до вершины и не оправдал возложенных на него надежд. Появляется сильное желание что-то поменять в жизни. Статистика показывает, что именно в этом возрасте люди чаще всего меняют профессию, семью, переезжают жить в другое место. В тяжелых случаях кризис в этом периоде может кончиться самоубийством.
Седьмая стадия.Период с 40 до 60 лет. Забота о воспитании подрастающего поколения – погружение в себя и стагнация. Средняя взрослость. Э.Эриксон считает этот период самым главным в жизни человека. Зрелость связывается с потребностью а передаче своего индивидуального жизненного опыта подрастающему поколению. Эта потребность названа Эриксоном генеративностью. Для ощущения собственной идентичности человек обязательно должен реализовать свою потребность в заботе о ком-то или чем- то. Если этого нет, то возникает стагнация в развитии. В этом случае человек начинает потворствовать сам себе так, как будто он сам для себя является любимым ребенком. Некоторые молодые родители сильно страдают от того, что развитие их способности заботиться о детях запаздывает. Поэтому, осуществляя свою карьеру, необходимо помнить об этом и давать своим детям больше тепла и внимания, чтобы потом не жалеть об этом. Человеческое общество существует только в силу того, что люди могут появляться на свет, взрослеть, накапливать материальные и духовные ценности, затем продолжать свой род и передают детям свой опыт. Только при условии такой последовательности человек ощущает подлинность бытия и свою идентичность. Если, завершая карьеру, человек не может передать свой опыт, он чувствует себя несчастным. Настоятельная потребность многих бабушек воспитывать и поучать не только своих внуков, но и взрослых детей проистекает именно по этой генетически заложенной в человеке потребности.
Восьмая стадия.
Период с 60 лет- поздняя взрослость. Удовлетворенность жизнью – безысходность и отчаяние. В периоде зрелой взрослости продолжается рост интеграции личности и ощущение её значимости. При удачно осуществленной карьере человек ощущает свое внутреннее психологическое единство с тем миром, в котором ему довелось прожить жизнь, с теми мужчинами и женщинами разных времен и разных народов, которые создавали культурную среду его обитания. Появляется новая, всепонимающая и благодарная любовь к родителям, принятие их такими какие они есть, и восприятие их жизни в целом с позиции личной ответственности. Человек обретает понимание своей неповторимости и уникальности, которые есть результат синтеза его собственной жизни с тем историческим отрезком времени, в котором ему пришлось жить. На этой стадии возникает мудрость, отличительной стороной которой является спокойствие перед лицом смерти.
Больше по теме: