Установки, затрудняющие процесс общения

Страница 2

Например, если речь заходит о зависимости человека от своей социальной роли, можно вспомнить результаты эксперимента Зимбардо (Андреева Г.M., 1980), в котором самые обыкновенные, случайно отобранные люди, выполняя в течение нескольких дней в качестве экспериментального задания роль "тюремщиков", ста­ли проявлять жестокость, резкость, даже насилие по отношению к своим "заключенным". Такие же изменения произошли и с "зак­люченными", которые стали серьезно планировать побеги, объя­вили голодовку и т.д. Большое впечатление на клиентов произво­дят результаты исследований о зависимости отношения к другим и поведения по отношению к ним от собственной самооценки чело­века и его отношения к себе. Так, эмпирические данные, свиде­тельствующие о том, что люди с позитивным образом "Я" не склон­ны демонстрировать свое превосходство, реже стараются задеть или обидеть окружающих, помогают клиенту посмотреть на тех, кого они обычно воспринимают в качестве обидчиков, не как на пре­следователей, а как на жертв (Фромм Э., 1989; Алешина Ю.Е., Грозман Л.Я., 1981).

Разумеется, чтобы пользоваться этими и многими другими дан­ными, психолог должен хорошо ориентироваться в них сам. К сча­стью, сейчас на русском языке стали появляться книги, чтение которых может способствовать изменению отношений к людям, большему их пониманию, сочувствию, сопереживанию. Это, на­пример, книги таких авторов, как Эрих Фромм, Виктор Франкл, Эрик Берн, а также многих других, чьи имена еще не упоминались в этой книге (Кон И.С., 1978; Леви В., 1988; Шостром Э., 1992). Они могут оказать большую помощь психологу при работе с про­блемами общения. Понятно, что далеко не каждый клиент действи­тельно будет читать книгу по рекомендации консультанта, поэто­му не стоит заводить об этом разговор без достаточной уверенности в положительной реакции конкретного человека.

Обсуждая проблемы изменения отношения к людям, не следует ждать, что человек тут же преобразится. Это невозможно. Доста­точно посеять в душе клиента "зерна сомнения", которые спустя время могут дать всходы. Главное, чтобы человек стал готов к ра­боте над самим собой, к осознанию особенностей своего от­ношения к другим и возможностей иного восприятия их. Если предполагается более длительный контакт с клиентом, можно предложить ему выполнить домашние задания, способствующие пониманию окружающих людей и изменению отношения к ним. Так, можно предложить специально понаблюдать за теми из его окружения, кто особенно непонятен, неприятен или досаждает, предложить подумать, каковы причины тех или иных поступков, определить, какие "кошки" "скребут" у них на душе, чем вызва­на молчаливость одного, вспыльчивость другого, подозрительность и грубость третьего (лучше, конечно, если объекты этих наблюде­ний будут не случайными, а клиент вместе с психологом выберут и назовут их заранее на основании того, о ком и о чем говорилось во время приема).

В практике консультирования приходится довольно часто стал­киваться с ситуациями, когда в основе трудностей общения лежат ригидные, стереотипные представления о представителях противо­положного пола. Обычно с такими жалобами обращаются одино­кие мужчины и женщины, либо никогда не состоявшие в браке, либо давно разведенные. Причиной обращения за психологической помощью в этом случае служат однотипно прерывающиеся отноше­ния с мужчинами (или женщинами). Такие клиенты часто прихо­дят с уже сложившимся убеждением в том, что он/она сам (сама) виноват в своих неудачах. То, что они рассказывают о себе и сво­их взаимоотношениях с противоположным полом, бывает доволь­но информативно в плане выдвижения консультативных гипотез. Но все же клиентов обычно приходится специально просить отве­тить на такие вопросы: "Как вы думаете, что они (он, она) о вас думает? Как вас воспринимают? Что вам обычно говорят о вас муж­чины (женщины), с которыми вы вступаете в контакт, как они вас оценивают?"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме: