Установки, затрудняющие процесс общения

Страница 5

Психологический анализ переживаний клиента более сложен, чем анализ установок. Кроме того, эта задача чаще всего не может быть по-настоящему решена в рамках консультирования, так как различные эмоциональные состояния, затрудняющие общение с другими людьми, обычно связаны с личностными особенностями, коррекция которых не входит в компетенцию психологов-консуль­тантов. Но все же, поскольку в рамках консультационной практи­ки с такими переживаниями приходится сталкиваться довольно часто, обсудим некоторые возможности психологической помощи в этом случае.

Переживания, возникающие у клиентов и мешающие свободно общаться с другими людьми, разнообразны. Среди них можно выделить жалобы типа: "Я чувствую себя очень напряженно", "Мне кажется, что я в компании лишний", "Я ничего не могу сказать интересного", "Я стесняюсь". Но такие описания эмоциональных переживаний обычно неточны. Для дальнейшей работы их следует уточнить, подробно расспросив клиента: "А почему вы напрягае­тесь? Чего вы боитесь?"; "Что именно вы чувствуете, когда окру­жающие обращают на вас внимание или начинают внимательно прислушиваться к вашему мнению?". Наряду с уточняющими воп­росами, в этом анализе могут быть использованы и парадоксальные вопросы типа: "Почему вам так важно, чтобы сказанное вами было интересным?". На этом этапе работы часто используется техника предложения альтернативных вариантов ответа, для того чтобы со­беседник мог более точно описать и представить свои чувства.

Цель таких вопросов — понимание "причин" неприятных пере­живаний клиента, анализ его восприятия самого себя и других в процессе общения. Само понятие "причины" весьма условно, по­скольку с точки зрения глубинной психотерапии все, что можно выяснить в ходе короткой беседы — это лишь разного уровня раци­онализации. Но с позиций консультирования уточненные пережи­вания клиента, когда чувства, испытываемые в трудных ситуаци­ях, представлены в более явном и непосредственном виде, являются подходящим материалом для работы. Обобщая возможные вариан­ты, можно сказать, что переживания, с которыми приходится работать в этой ситуации консультанту, как правило, следующие:

ощущение себя хуже других, переживание своей ущербности по сравнению с окружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмер­ные требования клиента к себе и к окружающим, завышенный уровень притязаний и т.д.

В результате обсуждения с клиентом консультанту необходимо получить конструктивную формулировку, с которой можно рабо­тать дальше. Такова, например, формулировка "хуже других", поскольку этот диагноз в каком-то смысле ставит под сомнение испытываемые клиентом эмоции. Достаточно попросить его объяс­нить, чем и в чем он принципиально хуже других, как возникают трудности в обосновании такого утверждения. Один человек не может быть принципиально хуже всех. Когда же клиент начинает перечислять, кого именно он хуже, то обычно вспоминает тех знакомых и коллег, которые чем-то особенно примечательны, пользу­ются всеобщим успехом и уважением. Исходя из этого, консуль­тант может достаточно убедительно продемонстрировать клиенту, что в основе его проблем лежит завышенный уровень притязаний, желание быть не как все (как он утверждает), а лучше всех, добиться всеобщей любви и принятия, "победить" тех, кто является всеоб­щими любимцами. Уже выявление этих стремлений, обычно глу­боко скрытых, неосознаваемых человеком, способствует коррекции притязаний клиента, а следовательно, и его переживаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Больше по теме: